Поделиться с друзьями
10 марта 2017
82

Попробую рассказать о  выборе лыж и их «откатку» под соревнования.
Любой продвинутый любитель или профессионал должен иметь в своем арсенале не одну пару лыж, причем каждого стиля (конек и классика)! И чем больше лыж у вас имеется, тем больше проблем с выбором нужной пары на гонку. За все время я бегал на различных брендах лыж и успел перепробовать все самые известные из них, и информацию по кострукиции, геометрии и структурам некоторых брендов очень сложно или даже невозможно найти. Остается только догадываться или методом «научного тыка» искать ответ!

У таких лыж как Atomic и Salomon ведется так называемая тестовая программа в различных городах России, где каждый желающий может придти и попробовать интересующую его модель лыж и задать вопросы на которые специалисты постараются ответить, так же есть группы в социальных сетях, ну или напрямую написать специалисту из вашего региона вы можете задать вопрос т.к все они есть в соц.сетях. Считаю для любителей это большим плюсом, когда есть доступная информация по интересующим моделям лыж.

Atomic и Salomon  имеют три понятных конструкции лыж (как к классике так и в коньке), понятный подбор лыж по весу лыжника. Вам не нужно думать и гадать брать, например, лыжи на тепло пожестче или на холод помягче, все четко и ясно — 3 конструкции и в каждой учтены потребности и лыжа подбирается строго по весу лыжника. На новых моделях имеется специальная наклейка, где написан допустимый диапазон веса и эти наклейки различного цвета в зависимости от конструкции лыжи.

Три конструкции лыж:
Теплая  (маркировка – red или А2 plus  он же белый или серый пластик), конструкция лыж для тёплых погодных условий. Конструкция имеет высокую колодку и широко открытые носки и пятки лыж. В коньке за счет этой конструкции достигается максимальная скорость  в условиях мокрого снега и исключает эффект подсасывания.  В классике достигается идеальное держание без потери в скорости скольжения, так как в тепло лыжня обычно мягкая, рыхлая и используется в основном жидкие мази держания. 

Универсальный диапазон (пожалуй самый распространненый вариант, маркировка – yellow или А2 universal) конструкция лыж универсального применения. «Приоткрытые» носки и пятки позволяют лыже прекрасно работать как на твёрдой так и мягкой трассе. В  коньке это позволяет сохранить высокую скорость скольжения после отталкивания. В классике за счёт средней высоты колодки (средний прогиб или средняя дуга) возможно нанесение полутвёрдых и жидких мазей держания без потери в скорости скольжения и качестве держания.

Морозные лыжи  на холодные условия (маркировка – blue или А1) конструкция для холодных погодных условий, жесткая лыжня, в основном старый или искусственный снег. Так как в основном в мороз лыжня твёрдая и используются преимущественно твёрдые мази держания, то соответственно конструкция лыжи выглядит таким образом что колодка (область держания, нанесения мази) имеет низкую высоту т.е минимальный прогиб или минимальную дугу. В коньке используют лыжи с двумя желобами (у atomic) для лучшей управляемости на твердой трассе и дополнительной курсовой устойчивости.

Разобраться с конструкциями — это половина дела. Еще есть куча шлифтов на разные погодые условия!
Сразу скажу не бывает универсальной структуры, все хорошие структуры узкодиапазонные и работают в свои погодные условия! Качество шлифта зависит не только от шлифовальной машины но и банально от мастера, т.к человеческий фактор ни кто не отменял и у хороших мастеров в сезон очень большая, я бы даже сказал, не человеческая нагрузка и соответственно бывают сбои! Поэтому рекомендую делать шлифты через знакомых людей — тут вероятность положить качественный шлифт гораздо выше.

Обратившись к мастерам или друзьям,  можно узнать самый ходовой шлифт и попробовать его положить если вас устраивает этот погодный диапазон! После качественно положенного шлифта лыжа должна быть идеально ровной, без бугров, проплешин и ворса от пластика! Из известных мне сервисов (в московском регионе) хорошие шлифты делают в КАНТе мастер Павел Потапов, Процентр Salomon (все шлифты salomon atomic  делают в основном там, пример AW7, AM6, AM7, AC5), пробовал в других местах но мне не очень понравилось! Еще в Финском Вуокатти были хорошие шлифты серии RL (но на вкус и цвет товарища нет).

Подготовка лыж: Как подобрать пару лыж на гонку

После шлифовки с лыжи нужно обкатать и немного «насытить» желательно фтористыми парафинами, или сделать в сервисе где есть термобоксы. 

И так выбрали нужную конструкцию лыжи, нанесли на нее нужный шлифт соответственного погодного диапазона (на теплые лыжи не стоит наносить холодный шлифт), но погода штука переменчивая и порой очень тяжело ее предсказать! Самый идеальный вариант это приготовить все лыжи нужного диапазона (опять же не надо на тепло морозные лыжи откатывать) одинаковым парафином и с утра пораньше перед гонкой их откатить, ну или хотя бы в предыдущий день, подобрав примерно одинаковые погодные условия! Если катаем с утра то одну лучшую пару берем и спокойно готовим на гонку, это сэкономит вам время и материал, если с вечера то берем  1-2 пары и готовим их по желанию либо одинаково либо можно положить различные варианты смазки! 

Как откатывать лыжи: перед тем как начать откатывать лыжи нужно их остудить, т.к «теплая» лыжа обычно  уезжать дальше, особенно в мороз! В идеале лыжи надо «раскатать» проехав на ней хотя бы метров 500. Если вы один и нет специального откатчика, то придется катать лыжи «на дальность» т.е какая пара дальше  уедет та и лучшая!  Для этого выбираем не сильно крутой спуск с хорошим пологим выкатом и желательно, что б он был безветренный.  Если есть откатчик, то выбираем спуск что бы «рабочий» отрезок был не менее 10 секунд и на нем катаем лыжи и выбираем самую лучшую по времини! Если есть напарник, примерно такой же комплекции то еще лучше, катаем лыжи в паре для этого выбираем хороший длинный прямой спуск, вместе параллельно разгоняетесь, выравниваетесь взявшись за руки и набрав скорость расцепляетесь и смотрите кто кого «накатит»! 

Если выкатило несколько пар примерно одинаково:
Классические лыжи берете, наносите  на нее мазь держания и  по собственным ощущениям смотрите какая пара лучше работает под ногой! 

Коньковые лыжи смотрим, какая лыжа лучше работает под ногой «в раскат» и по своим ощущениям берем лучшую!

На наших тестах иногда люди пытаются убедить что не важно как лыжа  выкатывает главное что под ногой у них работает, но по собственному опыту могу сказать что если лыжа хорошо выкатывает то она и под ногой будет хорошо работать, так же это работает в обратную сторону т.к не может лыжа «скользить» под ногой, а на выкате не работать! Может быть, такое, что на выкат лыжа хороша, а в шаге «тупит», обычно это бывает когда лыжи не подходят по параметрам лыжнику!

Если лыжа хорошая она будет сразу выкатывать, а если нет то нет и бестолку ее на откатке «выкатывать» убирайте сразу в сторону! Плохая лыжа уже не поедет даже перешлифовка ей уже не поможет По опыту были лыжи, которые не ехали и сколько не делал на них различных шлифтов это их не спасало! То же самое с хорошими лыжами они едут сразу и до своей кончины))) такие лыжи надо беречь будь они все косые кривые, конечно можно попробовать положить то же шлифт что и был, но наверно лучше не стоит!  По себе знаю, была одна классическая пара «пропеллером» и снять с нее парафин было забавным занятием, но в свою погоду ей не было равных! 

Автор - Антон Суздалев

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Личный кабинет
Вам будет доступна история публикаций, управление статьями.
Ваш логин
Ваш пароль
Вопросы и предложения