11 Мая 2020
874

Мокрый, липкий снег и небольшая морось. Именно эти условия вызывали сильную головную боль этой зимой. Хорошо известно, что выбор парафина и шлифта в этих условиях более важен, чем при сухом и холодном снеге. Но как должен выглядеть правильный выбор? Насколько водоотталкивающими должны быть лыжи, какой глубины должна быть шлифовка или структура?

Использование КТ

Похоже, что три исследователя из Швейцарского лавинного научно-исследовательского института (Swiss Avalanche Research Institute, SLF) нашли научный ответ на эти вопросы. Фабиан Вольфшпергер, Денес Сабо и Хансуэли Райнер произвели снег в охлаждаемых SLF-лабораториях и проанализировали его с помощью компьютерного томографа с точки зрения пористости и абсорбции воды. Затем были проведены измерения трения на мокром снегу по сравнению с сухим снегом. В качестве экземпляров для трения использовались и другие полимеры. Было установлено, что почти все материалы обладают хорошими скользящими свойствами на сухом снегу, но не на мокром. Это соответствует наблюдениям многих телезрителей, которые имели возможность наблюдать за эффектными восковыми обломками различных национальных сборных, особенно при температурах около точки замерзания. Если при испытании полимеры были профилированы так же, как и лыжи, то это мало бы изменило скользящие свойства на сухом снегу. Напротив, структуры еще больше увеличили трение, что объясняется более интенсивным сцеплением с зернами снега. Здесь снова практикующий врач чувствует себя уверенным в своем выборе тонкого среза, когда "холодно".

Анализ снега

В мокром снегу, конечно, решающую роль играет водоотталкивающая способность. Однако в холодном и сухом снегу это не так важно. На водоотталкивающую способность влияет как воск, так и структура лыж. Однако взвешивание двух влияющих переменных возможно только после анализа снега. Это можно сделать на месте, если позволить себе микроскоп для мобильного телефона за 4,95 € и определить с его помощью форму и размер зерна снега. Если, например, шлифовка слишком грубая по отношению к размеру зерна, зерна снега будут проникать в шлифовальные канавки и тормозить езду.

Матиас Шерге

Маттиас Шерге работает над основами скольжения по льду и снегу уже более десяти лет. Он возглавляет Центр микротрибологии, совместное учреждение Fraunhofer Gesellschaft и Технологического института Карлсруэ, где он преподает трибологию. Трибология - это наука о трении, износе и смазке, которая, среди прочего, занимается поведением салазок и лыж при скольжении. С 2012 года Шерге консультирует Nordic Paraski Team Germany и возглавляет Team Snowstorm, эффективную сеть университетских партнеров и компаний, поддерживающих спортсменов и амбициозных любителей зимних видов спорта
Личный кабинет
Вам будет доступна история публикаций, управление статьями.
Ваш логин
Ваш пароль
Вопросы и предложения